Несоблюдение методик монтажа подшипников приводит к:1.преждевременному выходу из строя подшипника2.выходу из строя дорогостоящего оборудования3.незапланированному простою производства
Рассмотрим классический пример использования шарикового радиального подшипника в электродвигателе.
Инженерами компании ООО «ПИК Инженерные решения» производились вибродиагностические измерения электродвигателя мощностью 560 КВт (далее ЭД). Замеры проводились оборудованием системой диагностики IFM OCTAVIS. В результате было выявлено:
признаки развитых дефектов на наружной обойме,
признаки развитых дефектов на внутренней обойме,
признаки дефектов на телах качения,
перетяг подшипника в осевом направлении
недостаточность смазки.
В связи с полученными данными было принято решение об экстренной остановке оборудования, вывода его из эксплуатации с последующей заменой не приводного подшипника ЭД.Причиной преждевременного выхода из строя данного подшипника являлся монтаж, с несоблюдением технологий монтажа.Вышеизложенные факты были подтверждены визуально после разборки данного ЭД.
На снимке наблюдается усталостность металла на внутренней части наружной обоймы, смещение побежалости тел качения, а также развитый дефект.
На снимке наблюдается смещение побежалости тел качения, а также развитый дефект.
При демонтаже подшипника обнаружен эффект интенсивного вытекания смазки из смазочного канала. Не попадания смазки в подшипник.
Причина – неправильный монтаж подшипника, подшипник перетянут в осевом направлении, масляное голодание.
Вывод - предоставленный для обследования демонтированный шариковый радиальный подшипник (SKF 6317/C3 EXPLORER) своевременно выведен из работы по причине значительного износа дорожек качения наружного и внутреннего колец, вызванного чрезмерным осевым смещением между ними, вероятнее всего вследствие возникновения осевых нагрузок при монтаже.Смещение колец вследствие осевых нагрузок проявилось также в виде интенсивного контакта между подвижными элементами подшипника, что приводит к смазочному голоданию и повышенному износу в зоне контакта.
Заключение - дальнейшая эксплуатация подшипника с обнаруженными повреждениями и условиями работы могла привести к резкому перегреву, разрушению подшипника и сопрягаемых с ним элементов ЭД.
Данный подшипник отработал всего 60% своего ресурса. Избежать подобного можно при соблюдении норм и правил демонтажа и последующего монтажа подшипников. Контроль состояния оборудования, с использованием стационарных систем.